Патриарх Александрийский (731 или 742/3 - после 763 (ок. 770?)). К. был 1-м после почти векового перерыва действующим правосл. (мелькитским) патриархом на Александрийской кафедре. Араб. завоевание Египта в 642 г. привело к распаду православных церковных структур. Многие жители провизант. ориентации покинули страну. Последний Александрийский патриарх Петр IV умер в изгнании ок. 654 г. Монофизиты овладели почти всеми храмами и архиерейскими кафедрами. Подавляющее большинство египетских христиан оказалось в юрисдикции Коптской Церкви. Однако постепенно началось восстановление православной церковной организации. По свидетельству хроники патриарха Евтихия Александрийского (X в.), епископов для православных Египта рукополагал епископ Тира (Антиохийский Патриархат). На VI Вселенском (680-681) и Трулльском (691) Соборах Александрийскую Православную Церковь представлял Петр, подписывавшийся соответственно как «местоблюститель апостольского престола Александрийской митрополии» (ACO II. Vol. 2(1). P. 778) и «епископ Александрийской митрополии» (ACO II. Vol. 2(4). P. 62). Т. о., Петр, возможно, стал титулярным Александрийским патриархом, однако, судя по всему, оставался в К-поле и не участвовал в церковной жизни Египта.
Окончательное возрождение Александрийской Церкви ознаменовалось избранием на Патриаршество К. Датировки этого события противоречивы. Наиболее распространена версия Евтихия, согласно к-рой К. был избран на Патриаршество на 7-м году правления халифа Хишама ибн Абд аль-Малика, т. е. в 731 г. В. В. Бартольд связывал восстановление Александрийского и Антиохийского Патриарших престолов при Хишаме с визант. иконоборчеством, встретившим резкое неприятие на правосл. Востоке: халиф более не имел оснований рассматривать своих подданных-мелькитов как сторонников Византии (Бартольд В. В. Ислам и мелькиты // Он же. Избр. соч. М., 1966. Т. 6. С. 653). Однако в копт. «Истории Александрийских патриархов» избрание К. отмечено в период междупатриаршества в Коптской Церкви в 742-743 гг.: после соответствующего подношения от мелькитов египетский наместник аль-Касим дал разрешение на поставление патриарха. Описанная ситуация соответствует представлениям историков о том, что локальные церковные дела находились в большинстве случаев в юрисдикции наместников, а не халифов. Копт. летопись более заслуживает доверия и в плане датировок, ввиду того что она была написана современником и участником событий диак. Иоанном, в то время как Евтихий жил спустя 2 столетия после Патриаршества К.
Все источники сходятся на том, что К. был неграмотным ремесленником, занимавшимся изготовлением иголок. Копт. летописец обыгрывает этот факт в уничижительном для мелькитов духе. Избрание К. на Патриаршество свидетельствует либо об отсутствии подходящих кандидатов в мелькитской общине, либо скорее о стремлении избежать подозрений со стороны властей халифата в потенциальных связях с Византией, к-рые неизбежно бы пали на патриарха, более интегрированного в греко-визант. культуру. Обращает на себя внимание, что 1-й после долгого перерыва правосл. Антиохийский патриарх Стефан III, поставленный на кафедру почти в то же время, был малообразованным монахом-сирийцем, видимо не владевшим греч. языком.
В Патриаршество К. церковные структуры Александрийского Патриархата находились в рудиментарном состоянии. В источниках помимо патриарха упоминается единственный архиерей - еп. Мисра (Фустата) Константин. В Фустате православным принадлежала только 1 церковь - св. Михаила в квартале Каср-эш-Шамъа. По данным X в., в Александрийской Церкви насчитывалось не менее 6 епископов, однако неизвестно, произошло ли восстановление этих престолов при К. или позже. Среди влиятельных фигур того времени упоминаются Анастасий, диак. мелькитского собора св. Саввы в Александрии, бывший, вероятно, неформальным лидером местной правосл. общины; сын патриарха диак. Сергий (что свидетельствует о сильном влиянии родоплеменного начала в церковных делах) и нек-рые не названные по именам «учителя» мелькитов, видимо авторитетные монахи.
По сообщению Феофана Исповедника, в 741/2 г. К. со всей паствой обратился в Православие из ереси монофелитства. Это утверждение повергает историков в недоумение, т. к. известно, что Александрийская Церковь сразу приняла решения VI Вселенского Собора об осуждении монофелитства, и даже такой внимательный к данной тематике автор, как Евтихий, никогда не называл К. монофелитом (см.: Neale J. M. A History of the Holy Eastern Church: The Patriarchate of Alexandria. L., 1847. Vol. 2. P. 108. Not. 2).
Избрание патриарха побудило мелькитскую общину к борьбе за утраченные церковные позиции. По версии Евтихия, К. отправился в Дамаск к халифу Хишаму и при помощи его секретарей-христиан добился указа о возвращении мелькитам всех отнятых у них коптами церквей. Едва ли этот указ был выполнен в полном объеме, но нек-рые церковные здания, в т. ч. ц. Кесарион, перешли во владение православных. В «Истории Александрийских патриархов» тяжба о храмах упомянута в правление халифа Мервана II (744-750). Халиф с подачи влиятельных православных в своем окружении предписал егип. наместнику рассудить спор мелькитов и коптов об обладании самой почитаемой егип. церковью - св. Мины в Марьюте, на к-рую заявил права К. Судя по контексту, этот конфликт произошел между 745 и 747 гг. Описание судебных разбирательств, продолжавшихся 40 дней, известно только в тенденциозном изложении коптского летописца. В итоге коптам удалось удержать за собой ц. св. Мины.
По данным того же источника, К., проиграв тяжбу, выступил с проектом унии Православной и Коптской Церквей, что позволило бы ему служить в любом храме Египта. Копт. иерархия встретила эту идею настороженно, но впосл. согласилась на заключение унии при условии принятия мелькитами монофизитской догматики. Изложение переговоров о воссоединении Церквей у копт. летописца пристрастно и полно недомолвок, но позволяет заключить, что готовность к унии части мелькитского клира, в частности еп. Константина, натолкнулась на ожесточенное сопротивление непримиримых представителей обеих сторон, особенно коптов В. Египта. Собор мирян и духовенства 2 исповеданий, который должен был принять постановление об унии, закончился массовыми беспорядками с большим количеством пострадавших. Проект унии был изначально утопичным, учитывая обоюдную неприязнь, лежавшую в основе этноконфессиональной идентичности коптов и мелькитов.
В последние годы правления Омейядов в Египте произошли новые потрясения. Одновременно с бегством в страну халифа Мервана, разбитого Аббасидами, копты р-на Эль-Башмур на севере Дельты восстали против вымогательств египетского наместника. Александрия летом 750 г. также вышла из повиновения омейядским властям, но вскоре была захвачена одним из полководцев Мервана, к-рый обрушил гонения на христ. духовенство, обвиненное в поддержке башмуритов. Оба патриарха - коптский Михаил и мелькитский К.- были закованы в цепи и колодки и брошены в тюрьму. К. при помощи единоверцев сумел уплатить выкуп - 1 тыс. динаров и через 5 дней был отпущен. С установлением власти Аббасидов политическая ситуация в Египте стабилизировалась.
В «Хронографии» Феофана Исповедника последнее по времени упоминание о К. связано с противостоянием ближневосточных правосл. Церквей политике иконоборчества, достигшей пика в правление имп. Константина V (741-775). После того как еп. Епифании (Хамы) Косма принял иконоборческое учение, патриархи Феодор I Антиохийский, Феодор I Иерусалимский и К. в день Пятидесятницы 763 г. каждый в своем городе отлучили его от Церкви. К. наряду с Феодором Антиохийским также подписал послание Феодора Иерусалимского с исповеданием иконопочитания, адресованное Римскому папе Павлу I; его получил уже антипапа Константин в авг. 767 г., о чем сообщил франк. кор. Пипину Короткому (Jaffé. RPR. N 2375). Это же письмо было зачитано на Римском Соборе в апр. 769 г. (MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 90-91).
В летописи Евтихия продолжительность правления К. определяется 28 годами, но эту цифру следует принимать с осторожностью. Если годом поставления патриарха считать 731-й, а последнее упоминание о нем относится к 763-му, то промежуток между этими датами превышает 28 лет. Если же относить избрание Космы к 742/3 г., как указывает «История Александрийских патриархов» (и чему не противоречат данные Феофана Исповедника), то окончание его Патриаршества приходится на нач. 70-х гг. VIII в.